14 августа (1 августа по старому стилю) Русь отмечает Медовый Спас.
Это первый Спас, а всего их у нас три: Медовый, Яблочный и Ореховый.
В церковном календре этот день (1 августа по старому, 14 — по новому) почитается как праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня — начало строгого двухнедельного Успенского поста.
Ни свет, ни заря в Медовый Спас русский пчеловод отправлялся на пасеку. Он с крестным знамением обходил каждый свой улей и выбирал из них самый обильный по медовому запасу. Крестьянин «выламывал» из него соты, и часть из них откладывал в деревянную посудину — непременно новую и непользованную. По традиции этот первый мёд относили в храм к обедне, после которой его торжественно освящали: “благословляли «новую новину» от вешних и летних трудов пчелы — Божьей работницы”.
Затем часть освящённого меда раздавалась нищей братии: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» После храма медолом продолжался, и заботливый домохозяин проводил этот день вечерней зари на пчельниках. На закате каждого пчельника обступала толпа ребятишек с чашечками или широкими лопухами репейника в руках. В «Спасовку-лакомку» пчеловоды были щедры на сладкий мёд как никогда. В некоторых краях в Первый Спас выпекали громадный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая да на первом выломанном из лучшего улья меду.
После Первого Спаса на среднерусских просторах уж не слышно ни одной песни и не видно ни одного хоровода. С началом Успенского поста и до осенних покровских свадеб деревня умолкает в ожидании праздника Успения Пресвятой Богородицы.
В некоторых губерниях на Первый Спас зачинали «сиротские и вдовьи помочи». Работа помочью означала труд и помощь не за деньги, а за простое угощение. Всей общиной русские крестьяне помогали всякой обездоленной и нуждающейся семье по завету предков: «На вдовий двор хоть щепку кинь!», «С миру по нитке — голому рубаха!»
С сирот и вдов соседи на помочах многого не просили. Бывало даже крестьянский мир сирым не только поможет, а и сам занесёт в избу всяких припасов: «Ты — за себя, Мы — за тебя, А Христов Спас — За всех нас!»
С Первого Спаса зачинали на средней Руси собирать мак, бабы защипывали горох, а мужики приготавливали гумна. С сей поры по народной традиции освящали новые колодцы. В это время любимая птаха русского простонародья — домовитая ласточка — по исконной примете последний раз облетала деревню. Прощалась птичка с русской землёй до следующего лета и улетала далеко за синь-море…
(14)