28 июня 2025 г. Свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1461). Божественная литургия.
…Шел год 1439. Христианский мир переживал серьезнейшие потрясения: великая православная Византия, находясь на пределе своего существования, все более уменьшавшаяся под ударами турок-османов, решилась на отчаянный шаг – заключить унию, то есть соглашение, с Католичеством, в обмен на которую византийцы надеялись получить военную помощь от Рима. Но, увы, просчитались: несколько лет спустя Константинополь пал. А уния была заключена практически на условиях Рима, и фактически весь греческий православный мир признал власть Римского Папы и истинность ряда принципиальных вероучительных заблуждений Католичества.
И вот весь мир оказался перед вопросом: осталось ли на земле Православие? На Ферраро-Флорентийском Соборе, где была утверждена уния, не подписали «объединительный документ» только два православных иерарха: святитель Марк Эфесский и митрополит Исаия Ставропольский. Но Церковь – соборна, а значит, для ее жизни необходим был именно соборный голос, который осудил бы подчинение еретикам и сказал: мы не приемлем заблуждений, кто бы их ни принимал. Даже если нас осталось очень мало, все равно мы – с Истиной, мы – со Христом.
Но Восток молчал… И только в далекой Русской митрополии, довольно молодой еще, томящейся под властью Золотой орды, шесть епископов, не очень-то богословски образованных, но всей душой верующих Богу, отвергли унию и возвестили миру: Православие живо! Мы остались без Константинопольской Церкви-матери, мы понимаем, что мы совсем не такие, какими должны быть говорящие от лица Церкви Христовой, но мы остались верны Христу и будем с Богом до скончания века.
Вот в таких необычных условиях началось обретение Русской Церковью автокефалии; не из желания самостоятельности или почета, не из самолюбия, а бескорыстно и вынужденно, ради жизни Церкви. А первым главой самостоятельной Русской Церкви стал Митрополит Иона – один из тех самых шести епископов, что первыми после Флорентийской унии соборно утвердили чистоту Православия.
(Елена Бутарова. pravoslavie.ru/)
…Шел год 1439. Христианский мир переживал серьезнейшие потрясения: великая православная Византия, находясь на пределе своего существования, все более уменьшавшаяся под ударами турок-османов, решилась на отчаянный шаг – заключить унию, то есть соглашение, с Католичеством, в обмен на которую византийцы надеялись получить военную помощь от Рима. Но, увы, просчитались: несколько лет спустя Константинополь пал. А уния была заключена практически на условиях Рима, и фактически весь греческий православный мир признал власть Римского Папы и истинность ряда принципиальных вероучительных заблуждений Католичества.
И вот весь мир оказался перед вопросом: осталось ли на земле Православие? На Ферраро-Флорентийском Соборе, где была утверждена уния, не подписали «объединительный документ» только два православных иерарха: святитель Марк Эфесский и митрополит Исаия Ставропольский. Но Церковь – соборна, а значит, для ее жизни необходим был именно соборный голос, который осудил бы подчинение еретикам и сказал: мы не приемлем заблуждений, кто бы их ни принимал. Даже если нас осталось очень мало, все равно мы – с Истиной, мы – со Христом.
Но Восток молчал… И только в далекой Русской митрополии, довольно молодой еще, томящейся под властью Золотой орды, шесть епископов, не очень-то богословски образованных, но всей душой верующих Богу, отвергли унию и возвестили миру: Православие живо! Мы остались без Константинопольской Церкви-матери, мы понимаем, что мы совсем не такие, какими должны быть говорящие от лица Церкви Христовой, но мы остались верны Христу и будем с Богом до скончания века.
Вот в таких необычных условиях началось обретение Русской Церковью автокефалии; не из желания самостоятельности или почета, не из самолюбия, а бескорыстно и вынужденно, ради жизни Церкви. А первым главой самостоятельной Русской Церкви стал Митрополит Иона – один из тех самых шести епископов, что первыми после Флорентийской унии соборно утвердили чистоту Православия.
(Елена Бутарова. pravoslavie.ru/)
(0)